Мнемотехника

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и  им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.

мнемотехника ребенок мыслит образами

  При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.

Что такое мнемотехника.

На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.

Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память.

Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. На занятиях дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

структура мнемотехники

Мнемоквадратэто отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

мнемоквадрат пример

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на  них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожкаэто последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

мнемодорожка пример<br />

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.




 Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию,  так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Более подробно как составлять и как работать с мнемотаблицами читайте на нашем сайте в статье «Мнемотаблицы для детей»

Какая польза от мнемотехники  для детей.

Преимуществ от данной техники множество, например:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.
в мнемотехнике работают два полушария

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Мнемотехникой  может заниматься человек от 3 до 99 лет.

С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.

В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.




Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Как заниматься.

Есть разные варианты занятий, их много.

Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

пересказ рассказа с помощью мнемотехники
Наступила зима. Всюду белый,пушистый снег.Холодно на улице.Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз .

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Составляем рассказ описание.

Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.

рассказ описание с помощью мнемотехники

Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:

  1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
  2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
  3. Привести пример описания.
  4. Попросить  ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Как выучить стих с помощью мнемотаблицы.
Алгоритм изучения стиха читайте тут.

учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучаться, но свяж<br />
ите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету

Выбрать мнемотаблицы

Мнемотаблицы для рассказов описаний

Мнемотаблицы учим стихи